Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников - не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады - в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.
Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia - единовластие), одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur - тезис, часто приписываемый Гиппократу).
В медицине Древней Греции господствовал дух дискуссий и соперничества различных школ. На рубеже VI и V столетий до н.э., согласно свидетельствам Геродота и других античных авторов, наиболее известными были школы в Киренах, Кротоне и Родосе. Основателем кротонской школы был великий Пифагор, один из самых ярких и загадочных ранних греческих философов. Ему приписывают сам термин «философия» (греч. «любовь к мудрости»), отражающий стремление мыслителя представить себя не обладателем истины и воплощением мудрости, а лишь тем, кто любит мудрость, стремится к ней. Родиной Пифагора считают остров Самос. В возрасте около 40 лет Пифагор покинул Самос и приехал в Кротон, город в южной Италии. Вокруг него стали группироваться преданные ему сторонники, в основном из среды аристократической молодежи. Они объединились в союз, где в соответствии со сводом морально-этических правил выработался особый, «пифагорейский» образ жизни. Этот свод («Золотые стихи») переписывался и дополнялся в течение столетий вплоть до эпохи Возрождения.
Пифагорейцы вставали до восхода солнца и шли на морской берег встречать рассвет, обдумывали дневные дела в роще, затем делали гимнастические упражнения и завтракали. Пифагор часто излагал свое учение во время прогулок с учениками. Заканчивался день морскими купаниями, совместным ужином и чтением с комментариями прочитанного. Как видим, жизнь в пифагорейском союзе предполагала заботу о физическом и духовном развитии, и не случайно среди победителей олимпийских игр в то время было много кротонцев.
Поговорка «Здоровее кротонца» звучала истинной похвалой здоровью. С пифагорейским союзом была тесно связана кротонская медицинская школа. По многочисленным свидетельствам, Пифагор занимался медициной и высоко ценил это искусство. В основе пифагорейской медицины лежали диетика (учение о характере и чередовании пищи, работы и отдыха), гимнастика и музыка. Они имеют большое значение и в современной медицине , хотя, разумеется, так же отличаются от пифагорейских, как современный образ жизни отличается от пифагорейского. Автором первого греческого труда по медицине считается врач-пифагореец Алкмеон из Кротона, который одним из первых приступил к анатомированию и открыл глазные нервы, идущие к мозгу.
Геродот приводит историю о Демокеде, одном из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары. Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа через полтора столетия после Пифагора.
Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores - жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевате-лей, книдская школа развивала учение о признаках болезней - симптомах (греч. symptoma - совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos - способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) - современник Гиппократа.