Сформировать свои представления по следующим ниже проблемным вопросам, что позволит подойти к физиологическому обоснованию принципов тренировки детей и подростков.
1. Отметить хронологию формирования внутри- и межсистемных взаимодействий в осуществлении физиологических функций как основы повышения адаптивных возможностей организма (например, связи ЦНС - НМА, сердца - сосудов, гемодинамики - дыхания, ЦНС - ВНС, ЦНС- эндокринной системы).
2. Отметить хронологию становления и развития физических качеств, координационность способности, аэробной и анаэробной работоспособности. Обратить внимание на периоды, отличающиеся высокими, средними и незначительными приростами показателей перечисленных способностей.
. Указать преимущества и ограничения отдельных возрастных периодов в отношении развития и тренировки физических качеств, специальных способностей (на примере своего вида спорта).
1. Характеристика среднего школьного возраста. Рекомендации по построению тренировочного процесса и спортивного отбора в этом возрасте.
2. Работоспособность детей и подростков. Фазы работоспособности.
3. Ученик 6-го класса Игорь занимается в кружке технического творчества, увлеченно работает над созданием сложных моделей и каждую доводит до конца. Он спокойный, выдержанный. Учится хорошо, имеет богатый словарный запас, хорошую память. Часто оказывается победителем в беге на короткие дистанции на уроках ФК. Отвечая на уроке, оживленно жестикулирует. К какому типу ВНД относится Игорь? Объясните.
4. Характеристика организма детей младшего школьного возраста. Рекомендации по построению тренировочного процесса и спортивного отбора в этом возрасте.
5. Гигиенические требования учебно-воспитательного процесса детей и подростков.
6. В любом виде спортивных эстафет спортсмены имеют право начать прохождение своего этапа только после того, как участник предыдущего этапа передаст ему эстафету. В беге - это эстафетная палочка, в плавании - касание рукой стенки бассейна. Иногда пловец, стоящий на стартовой тумбочке, «не выдерживает» и прыгает в воду до того, как его товарищ по команде успел коснуться стенки. Какой вид условного торможения ослаблен у такого пловца?
7. Сравнительная характеристика организма детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выработайте критерии отбора в спортивную секцию в этих возрастных периодах.
8. Проследите различия между степенями половой зрелости.
9. Идет урок математики в 5-м классе. Учитель прочитал задачи. Ученики класса сосредоточенно решает задачу. Володя сидит, устремив задумчивый взор в окно. После настойчивого напоминания учителя с неохотой берется за решение. К какому виду ВНД Володя относится? Объясните.
10.Охарактеризуйте особенности развития сердечно-сосудистой системы в онтогенезе.
11.Выработайте и физиологически обоснуйте критерии отбора и особенности построения тренировочного процесса детей среднего школьного возраста.
12.Из экспериментальных данных известно, что для закрепления навыков на уроках физкультуры ребенка второго детства требуется 7-8 повторений, в подростковом возрасте - нередко нужно более 20 повторений. С какими изменениями в ВНД подростка это связано, какова их причина?